Smart-технологии на службе безопасности работников!
13/08/18
Smart-технологии на службе безопасности работников!
Smart-технологии на службе безопасности работников!
20.12.2019
Основной причиной ЧП по-прежнему остается нарушение работниками требований охраны труда и промышленной безопасности. В этих условиях важную роль играет не только адаптация существующих инструментов обучения к особенностям восприятия рабочего персонала, но и разработка новых, более эффективных решений.

Варианты решения этой актуальной задачи базируются на основных требованиях к технологическому и методическому обеспечению процесса обучения данной категории работников. Сформулируем примерный список таких требований:

• Обучающий контент должен быть не только максимально доступным для восприятия, но и приближенным к условиям и ситуациям, с которыми имеет дело работник в своей повседневной деятельности.

• Основная задача обучения – не просто дать рабочему нужную информацию, а научить его самостоятельно выявлять потенциальные риски и опасности, возникающие в процессе выполнения работ.

• Необходимым условием эффективного обучения является максимальное вовлечение обучающегося в процесс. Достичь этой цели можно за счет широкого спектра интерактивных и игровых элементов наряду с системами вознаграждения. Повысить заинтересованность работника призвана предоставляемая ему возможность продвигаться по уровням, зарабатывать баллы и так далее.

• Повышению эффективности обучения способствует получение знаний небольшими порциями (микрообучение) и на регулярной основе (непрерывное обучение).

• Процесс обучения должен быть максимально гибким и доступным, не прерываться даже в условиях недостаточной технической оснащенности (например, мобильное приложение позволяет готовиться, даже если работник находится вне корпоративной сети).

Сегодня информационные технологии предоставляют работодателям широчайший спектр возможностей для обучения и проверки знаний работников.

Особенно важно, чтобы самые современные инструменты и средства (интерактивное обучение, анимация, геймификация) использовались в рамках обеспечения регламентированных законодательством бизнес-процессов, через которые транслируются знания для рабочих. К ним относятся первичные, повторные и целевые инструктажи, ежегодная проверка знаний, обучение приемам и правилам безопасного выполнения работ с повышенной опасностью. С помощью передовых программных и технических средств эти бизнес-процессы можно сделать максимально эффективными.

Современные электронные средства открывают новые возможности для проведения групповых инструктажей. В наше время этот бизнес-процесс не нуждается в компьютерах и терминалах, объединенных в сеть. Не требуются ни преподаватель, ни печатные методические материалы. Все это с успехом способен заменить один компактный программно-аппаратный комплекс, совместимый с телевизором или проектором. Такой гаджет расскажет рабочим о правилах безопасного выполнения работ, покажет анимационный видеофильм, поможет закрепить материал на примерах реальных происшествий.

Методы геймификации идеально подходят для обучения безопасным методам и приемам выполнения работ. Благодаря внедрению игровых элементов процесс становится более увлекательным, а значит, более эффективным. Проходя интерактивный тренинг, рабочий выявляет нарушения правил безопасности в иллюстрированных трехмерных сценах, напоминающих реальные ситуации на производстве. За ошибку начисляются штрафные баллы, успех гарантирует только выявление всех нарушений.

Обучение рабочего персонала обычно ведется по внутренним программам, которые у каждого предприятия свои. Тем не менее, ежегодная проверка знаний и здесь может быть автоматизирована. Разработка тиражных курсов с тестами для рабочих профессий давно перешла из разряда невозможного в разряд успешно применяемого. Курсы базируются на федеральных нормативных правовых актах и включают в себя задания на знание ключевых правил безопасности. Они помогают оценить не уровень «натасканности» рабочего по теме, а степень реального понимания связи между соблюдением правил безопасности на рабочем месте и угрозами его жизни и здоровью.

Внедряя новации в процесс обучения рабочих, важно не забывать о главном: любые программно-аппаратные средства должны работать на позитивный результат. То есть в конечном итоге формировать у работников правильные поведенческие установки и представления о безопасности, стимулировать потребность в дальнейшем повышении уровня знаний.

Получить самую актуальную информацию о прикладных инструментах для автоматизации и повышения эффективности обучения рабочего персонала, узнать об опыте их применения на крупных промышленных предприятиях России вы сможете на конференции Консалтинговой группы «ТЕРМИКА», которая состоится в рамках деловой программы ВНОТ-2020.

А лучшие свои разработки в области информационных технологий компания «ТЕРМИКА» представит на выставке SAPE2020.

Источник: сайт ВНОТ

Возврат к списку